Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее. Весна - это самое полезное и приятное время года. Самоизоляция – это на повод отказаться от изучения изменений в природе.

Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у ребёнка знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Можно понаблюдать за весенним дождем, рассказать, что зимой было холодно, шел снег, теперь стало тепло — идет дождь.

В весенний период дошкольники наблюдают появление на деревьях зеленых листочков. Можно предложить им сравнить ель и березу, рассмотреть цветущую сирень. Отметить, как красиво стало за окном: деревья позеленели, на них распустились листья, цветут кустарники.

Во время наблюдения из окна, обратить внимание на появившуюся зеленую траву, предлагает найти еще места, где она выросла. Дети убеждаются, что трава растет быстро.

Большую радость дошкольникам доставляют первые весенние цветы. Наблюдая из окна, предложите ребёнку найти желтые, белые, синие цветы. Во время наблюдений уместно вспомнить стихотворения о цветах.

Особый интерес у малышей вызывает появление насекомых в весенний период.  Познакомьте ребят с бабочкой, жуком (майский жук, божья коровка), кузнечиком, с особенностями их внешнего вида, движениями, учит различать их.

Вот что можно наблюдать из окна :

ОБЛАКА, НЕБО:

Небо ярко-голубое, красивое. А зимой было серым и унылым. На небе можно увидеть облака. Они называются кучевые, т. к. держатся кучкой. Когда дует ветер, облака бегут быстрее.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

ВЕТЕР (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть как качаются ветки деревьев)

СОЛНЦЕ.

Рассмотрели небо, облака, солнышко.

Наблюдения за живой природой :

Птицы. Посмотрели, как воробьи весело щебечут, прыгают. А зимой сидели, нахохлившись. Поговорили о птицах. Перелетные птицы уже возвращаются домой. А почему? Потому что появился корм для них - насекомые и другой.

ДЕРЕВЬЯ и КУСТАРНИКИ (назвать ствол, ветки, корни…)

Деревья. Весне радуется все живое. Все пробивается растет. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, березы. Березка одела сережки, такая нарядная стала-красавица! И уже появились маленькие клейкие листочки. У каштана только недавно были большие почки, а уже видны листочки. Как быстро природа изменяется весной!

На ветках —

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.(Почки)

У тополя почки длинные, клейкие, душистые. Потом обратили внимание, что уже появилась молоденькая травка. Зеленая, шелковая.» Травка-муравка со сна поднялась». Травка растет повсюду!

Увидели на травке цветы. Нежные, красивые. Просто ковром усыпали землю. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь деревья, на которых только начинают распускаться листочки. Поэтому такие цветы называются ранневесенние.

Следует прочитать детям стихи, потешки, спеть народные песенки. 

Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

Свои наблюдения из окна заносите в календарь (рис 1), который отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в те дни, когда происходят наблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть ознакомления детей с явлениями природы. Заполнение календаря производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после наблюдения, во время которого дети наблюдали за природой, они под руководством взрослого закрашивают клетку дня недели и в соответствующих окошечках значками изображают погоду. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней месяца, заполненные значками окошечки «погоды» - соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь (рис 2).

Устройте с детьми «огород на окне»: в один ящик посадите лук-репку и дольки чеснока на зелень, в другой — корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. По мере прорастания растений, делайте зарисовки. Все, что прорастет, можно использовать как витаминную добавку к обеду. В специальном ящике можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка. «Огород на окне» может существенно обогатить педагогический процесс, позволит познакомить детей с особенностями выращивания некоторых овощных культур, получить витаминную зелень, в которой весной так нуждается человеческий организм.

Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием растений с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в дневнике наблюдений (рис 3), вы достигните очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Наша фотогалерея

cnt.sputnik.ru